Страницы истории Факультета прикладной математики, компьютерных технологий и физики педагогического института ВоГУ  в  лицах (1920 – 1940-е годы)

История факультета прикладной математики, компьютерных технологий и физики неразрывно связана с историей Педагогического института Вологодского государственного университета, одного из старейших высших педагогических учебных заведений России, и с историей нашей страны в целом.

В ноябре 1912 г. в Вологде был открыт Вологодский учительский институт, в который принимались лица всех сословий в возрасте от 16 до 25 лет после сдачи приемных экзаменов. Срок обучения - 3 года, ежегодный выпуск - 25 человек. Часть студентов обеспечивалась стипендиями в размере около 150 руб. Институт готовил учителей для городских, уездных и высших начальных училищ.

Одним из студентов первого выпуска Вологодского Учительского института был Михаил Александрович Попов. М. А. Попов родился в феврале 1888 г. в семье крестьянина в деревне Покровское Биряковского района Северного края. После окончания двуклассного училища поступил в Тотемскую учительскую семинарию, из которой в 1906 г был исключен за участие в забастовке. Однако в 1908 г. все-таки окончил её. Работал учителем в начальном земском училище в Междуреченском районе, а в 1912 г. поступил в Вологодский учительский институт, который закончил в 1915 г. с золотой медалью. В 1916 г. был направлен на учебу в Александровское военное училище в г. Москве. В Первую мировую войну на фронте М.А. Попов был сначала в тыловых частях, а затем попал на передовую линию и в июле 1916 г. во время Брусиловского прорыва получил тяжелое ранение в голову. После ликвидации полка в 1918 г. направлен в Грязовец в распоряжение Военного комиссара, к военной службе был признан непригодным и вернулся на педагогическую работу: он преподавал математику в учительской семинарии, преобразованную впоследствии в педагогический техникум. М. А. Попов был преподавателем и руководителем различных учебных заведений Вологодской области. Так в 1932 – 1936 гг. он - директор вновь организованного ветеринарного института, который был расположен в здании бывшей губернской мужской гимназии (ныне второй учебный корпус ВоГУ – электро-энергетический факультет). Институт произвел лишь один выпуск ветврачей и затем был переведен в город Киров (Вятка). В 1936 - 1938 гг. М.А. Попов – помощник директора Вологодского педагогического института по Учительскому институту, заведующий подготовительными курсами, преподаватель кафедры математики. В 1938 г. репрессирован следственными органами и расстрелян.

В 1918 г. Вологодский учительский институт был преобразован в Вологодский педагогический институт, который работал в здании, построенном для Вологодской духовной семинарии - одного из старейших учебных заведений на Севере. Под разными названиями пединститут здесь располагался до 1923 г. В настоящее время это здание – административный корпус ВоГУ.

larichevСчитаем необходимым отметить, что на нашем факультете учился  известный педагог-математик Павел Афанасьевич Ларичев, автор «Сборника задач по алгебре», который получил всеобщее признание. Павел Афанасьевич родился 16 февраля 1892 года в уездном городе Грязовце Вологодской губернии.  После окончания городского училища П.А. Ларичев поступил в Тотемскую Учительскую семинарию. В 1911 году он получил звание народного учителя и был назначен учителем начальной школы в селе Новленское Вологодского уезда. В 1913 году Павел Афанасьевич поступил в Вологодский учительский институт, а в 1918 году  поступил на физико-математический факультет Вологодского педагогического института. Упорный труд над получением высшего образования он сочетал с работой в школе; будучи студентом, он продолжал педагогическую деятельность в качестве учителя математики средней школы в Вологде, а затем в Москве. В 1944 году Павел Афанасьевич был приглашен Министерством просвещения РСФСР на должность консультанта-методиста при Управлении школ. За плодотворную общественно-педагогическую деятельность в 1944 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1948 году – орденом Ленина. В 1947 году ему было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РСФСР, а в 1950 году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Важную роль в становлении нашего факультета в эти годы сыграл Николай Викторович Шалауров.  Николай Викторович Шалауров родился в Вологде в 1891 году в семье учителя физики и математики. Среднее образование он получил в местной мужской гимназии, которую окончил в 1910 году с золотой медалью. В том же году поступил на физико–математический факультет Петербургского университета. Блестяще выполнив выпускную работу «Определение диэлектрической постоянной газов», в 1915 году Николай Викторович закончил университет с дипломом  первой степени. Имея желание посвятить себя педагогической работе, в том же году поступил в Московский Высший педагогический институт, который окончил по первому разряду в 1917 году, получив квалификацию в области методики преподавания физики. Ему предложили остаться в Москве для дальнейшей работы, но тяжелая болезнь отца вынудила его вернуться на родину.

shalaurovВ Вологде Н.В. Шалауров работал преподавателем физики в мужской гимназии, а затем в школе второй ступени. В 1918 году Николай Викторович принимал активное участие в создании Пролетарского университета в Вологде и работал в нем преподавателем физики, а после преобразования университета в рабфак продолжил там работу. В декабре 1918 года избирается преподавателем Института народного образования (так в это время назывался Вологодский педагогический институт), а через год – председателем педагогического Совета института. В 1921 году Наркомпрос утвердил его в должности ректора института. За выдающуюся научную работу и образцовую педагогическую деятельность ГУС Наркомпроса в январе 1922 года присвоил ему звание профессора. Н.В. Шалауров  был активным борцом с безграмотностью. В летние каникулы 1919 – 1921 г.г. организовывал курсы переподготовки учителей единой трудовой школы. В годы гражданской войны он выступал на предприятиях, клубах с лекциями. В 1920 году он избирается депутатом городского Совета и членом губернского правления профсоюза работников просвещения. В 1923 году он организовал секцию научных работников  Института народного образования и молочно – хозяйственного института и был первым ее председателем.

В 1923 году после закрытия в Вологде института народного образования Н.В. Шалауров переводится на преподавательскую работу в Белоруссию: Витебский пединститут, Белорусский государственный университет. В 1931 году он был приглашен на работу в Москву, где длительное время был председателем программно – методической комиссии по общенаучным дисциплинам в ГУУЗе Наркомтяжпрома. Научно – преподавательскую деятельность он продолжал в Зооветеринарном институте, в МВТУ, в Заочном текстильном институте, Московском инженерно – экономическом институте им. С. Орджоникидзе. Награжден медалью «За оборону Москвы» (1945 г.), медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне» (1946 г.). Н. В. Шалауров написал два учебника по физике для школ, учебник по физике для техникумов, методические пособия и целый ряд статей по проблемам методики преподавания физики. В 1941 – 43 г.г. он закончил большую научную работу по термодинамике. Скончался Н.В. Шалауров в 1949 году. 

После временного прекращения своей деятельности Вологодский пединститут был вновь открыт 15 октября 1930 г. по постановлению Наркомпроса первоначально как Северный краевой педагогический институт, а с 1932 г. как Вологодский государственный педагогический институт. Открытие Вологодского пединститута после временного прекращения своей деятельности явилось большим событием в культурной жизни Северного края. Институт возглавил ряд учебных заведений: педагогический техникум, педагогический рабфак, краевую опытно-педагогическую станцию в селе Юношеском Грязовецкого района, Вологодский учительский институт, Архангельский вечерний педагогический институт.

milicinВ эти годы одним из первых студентов Вологодского педагогического института был Николай Павлович Милицин, уроженец Биряковского района Северного края.

После учебы в двуклассном училище Н.П. Милицин поступил в Грязовецкий педтехникум, после реорганизации которого в 1925 г. окончил Вологодский педагогический техникум, работал учителем физики и математики Старосельской семилетней школы Шуйского района, в школах и техникумах г. Вологды. В 1932 г. поступил в Вологодский пединститут на вечернем отделении. Сразу после окончания института работал в Вологодском педагогическом институте преподавателем математического анализа. В 1938 г. был репрессирован следственными органами и расстрелян.

Были и другие непростые судьбы, связанные с нашим факультетом. Петр Алексеевич Самохвалов родился в 1877 г. в семье учителя в селе Мача Пензенской губернии. В 1897 г. поступил в Петербургский университет на математическое отделение физико-математического факультета. В 1902 г. П.А. Самохвалов окончил Петербургский университет с дипломом I степени и был оставлен при университете «для подготовки к профессорскому званию по кафедре чистой математики». Работая преподавателем высшей математики в различных военно-учебных учреждениях Санкт-Петербурга, принимал активное участие в создании основ российской методики алгебры и начал анализа: это и постановка вопроса об оторванности школьной математики от науки математики, и постановка проблемы включения элементов математического анализа в школьный курс математики, и начало разработки этих проблем под руководством известного методиста М.Г. Попруженко, одного из организаторов Первого Всероссийского съезда преподавателей математики в 1911 г. Имея богатый опыт методической работы, оказавшись в Вологде, П.А. Самохвалов продолжил поиск новых методических основ преподавания математики: в 1921–1932 годах он – методист по математике в Вологодском институте Народного образования, работал в Губернском методическом бюро, занимался преподавательской и руководящей деятельностью в школах, техникумах г. Вологды. В 1935–1938 гг. П.А. Самохвалов – преподаватель кафедры математики Вологодского пединститута.


«Тов. Самохвалов П.А. имеет значительный опыт научной работы в высшей школе, что позволяет ему получать повышенный оклад содержания и делает его ценным работником вуза».

Из личного дела П.А. Самохвалова

«Несмотря на большую загруженность в Институте и экспериментальной школе №5, Петр Алексеевич ведет научно-исследовательскую работу в области методики математики («Изучение ученических ошибок и методы их ликвидации»). Петр Алексеевич был и остается в данное время ценным работником для Пединститута; теоретические знания и практический опыт его могут в значительной мере помочь кафедре и институту в деле подготовки педагогических кадров».

Выписка из протокола заседания  кафедры математики ВГПИ от 20.03.37г.


kuzmРазвитие учебной и методической деятельности физических кафедр на начальном этапе связано с именем Анатолия Владимировича Кузьминского. А. В. Кузьминский  родился в 1892 г. в семье священника. В 1922 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета. С 1919 по 1964 год жизнь А. В. Кузьминского связана с нашим факультетом: он работал преподавателем физики в Вологодском институте народного образования; возглавлял кафедру физики во вновь открывшемся пединституте, исполнял обязанности директора учительского института, заведовал кафедрой теоретической физики. Читал лекционные курсы по молекулярной физике и термодинамике, статистической физике

В 1919 г. вместе с А. В. Кузьминским на работу в Вологодский институт народного образования был принят еще один выпускник Петербургского университета – Козлов Алексей Иванович.

kozlovguseva2А.И. Козлов работал преподавателем элементарной и высшей математики, заведующим подготовительным отделением в Вологодском педагогическом институте с 1919 г. до его закрытия в 1923 г. С 1930 г. (с момента открытия вновь Вологодского пединститута) до последних дней жизни возглавлял кафедру математики, вел лекционные и практические занятия по курсам: графические методы изучения функций, математический анализ, аналитическая геометрия и высшая алгебра.

В 1936 – 1941 гг. А. И. Козлов возглавлял факультет, будучи его деканом. В течение всей работы был бессменным руководителем методической работы с учителями города Вологды. Становление учебной базы и вся история развития физико – математического факультета в эти годы связана прежде всего с именами А.И. Козлова и А.В. Кузьминского.На посту декана факультета А. И. Козлова в годы Великой Отечественной войны сменила Антонина Сергеевна Гусева. Антонина Сергеевна родилась в Вологде в семье рабочего. В 1938 г. с отличием окончила отделение математики Вологодского пединститута и была оставлена на кафедре математики в должности ассистента. В 1947 г. А. С. Гусева  переведена на должность старшего преподавателя. В 1943 - 1946 гг. была деканом физико-математического факультета. Антонина Сергеевна проработала на факультете до 1975 г. (т.е. 37 лет), вела лекционные курсы и практические занятия по аналитической геометрии, проективной геометрии и курсу оснований геометрии.

Становление и развитие научно-исследовательской деятельности на кафедре физики в сороковые годы прошлого века  связано с именем А.Г. Гольдмана, доктора физико-математических наук, профессора, академика АН УССР [4]. Родился Александр Генрихович Гольдман в 1884 г. в г. Варшаве в семье врача. В 1890 г. семья переехала в г. Киев. В Киеве он обучался в 1-й гимназии, а затем в Киевском университете, который закончил в 1909 г. Для продолжения научной работы выехал за границу в г. Лейпциг, где и работал в течение трех лет ассистентом в Физическом институте. С началом первой мировой войны в 1914 г. вернулся в Россию и до 1918 г. работал в Петрограде в Главной палате мер и весов и преподавал в Политехническом институте. В 1920 г. был назначен профессором и заведующим кафедрой физики Киевского политехнического института. В 1923 г. организовал и возглавил  Киевскую научно-исследовательскую кафедру физики, которая в 1929 г. была преобразована в Киевский научно-исследовательский институт физики. 5 октября 1939 г. постановлением особого совещания при НКВД СССР направлен в ссылку на жительство в г. Акмолинск Казахской ССР сроком до 23.01.1943 г. Будучи в ссылке А.Г. Гольдман продолжил свою научную и педагогическую деятельность.     В 1943 г. А.Г. Гольдман поступает в распоряжение Народного Комиссариата Просвещения РСФСР и направляется на работу в г. Вологду. С июня 1944 г. А.Г. Гольдман приступил к преподавательской и научной работе в Вологодском государственном педагогическом институте.goldman

А.Г. Гольдман, обладая высокими организаторскими способностями, сумел создать научную школу физиков исследователей. По его инициативе в 1948г. была открыта аспирантура по направлению – физика полупроводников и диэлектриков. Первыми аспирантами стали выпускники физико-математического факультета: Полетаев А.П., Соколов Б.В.,  Жолкевич Г.А., Скиба Е.П., Дикарев Н.М., которые в последствии успешно защитили кандидатские диссертации и всю свою трудовую деятельность посвятили научной и педагогической работе. Плодотворная деятельность А.Г. Гольдмана в стенах педагогического института породила целую плеяду талантливых ученых – физиков, результаты исследований которых успешно реализованы в промышленных масштабах при разработке технологий производства полупроводниковых приборов.

Кроме научных исследований, под руководством А.Г. Гольдмана совершенствовался учебный процесс, создавались новые лаборатории, оснащенные современным физическим оборудованием, систематически для преподавателей, сотрудников и аспирантов кафедры проводился научный семинар по современным достижениям науки и техники. Особое внимание уделялось постановке демонстрационного физического эксперимента. Созданная лаборатория демонстрационного эксперимента до настоящего времени является в своем роде уникальной среди вузов Вологодской области и Северо-Западного региона.

А.Г. Гольдман работал в Вологодском пединституте до 1952 года. Реабилитирован А.Г. Гольдман 20 июля 1956 г. Судебной Коллегией по криминальным делам Верховного Суда УССР. С 1959 г. заведовал лабораторией Киевского Института Физики АН УССР.

Мы, конечно, не смогли назвать всех, чьи судьбы были связаны с педагогической деятельностью на нашем факультете в 1920 – 1940-х годах, но  надеемся, что данная статья лишь первый шаг к знакомству с другими судьбами преподавателей и выпускников нашего факультета и в далекие, и в близкие к нам годы. 

123

В.А. ПРАГ к.п.н.,доцент, декан факультета прикладной математики, компьютерных технологий и физики

Н.А. ЦЫПЛЕНКОВА доцент кафедры математики и методики преподавания математики

Все публикуемые на официальном сайте ВоГУ фото- и видеоматериалы размещены с согласия обучающихся, работников и сторонних лиц, принимающих участие в мероприятиях, организуемых университетом