Известные преподаватели факультета ПМКТиФ

прошлого и настоящего

Зейфман Александр Израилевич

Доктор физико-математических наук, профессор, старший научный сотрудник ИПИ РАН,
главный научный сотрудник ИСЭРТ РАН

image001

Работает в университете после окончания аспирантуры Рязанского пединститута с 1980 года в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой математического анализа – с 1985 по 1997 год. С 1997 года – заведующий вновь созданной кафедры прикладной математики, с 2004 года по 2013 год – декан вновь созданного факультета прикладной математики и компьютерных технологий. Кандидат физико-математических наук с 1982 года, доцент с 1985 года, доктор физико-математических наук, профессор с 1995 года.

Зейфман А.И. активно занимается научной и научно-педагогической деятельностью. Им опубликовано более 140 научных и научно-методических работ, значительная часть которых – в центральных и международных журналах, входящих в международную систему цитирования «Web of Science», по этой системе его индекс цитирования превышает 200, а h-индекс 10, что соответствует высокому международному уровню признания. Его биографические данные ежегодно включаются в Who's Who in the World, Marquis. Он является членом редколлегии ВАКовского журнала «Информационно-управляющие системы», членом оргкомитетов ряда международных конференций в России, Белоруссии, Франции, Бельгии, Греции, Болгарии, Италии, Норвегии, оппонирует кандидатские диссертации, рецензирует статьи для международных математических журналов; реферирует опубликованные статьи в международных реферативных журналах Zentrablatt fur Mathematik» и «Mathematical Reviews». Под его руководством функционирует аспирантура и защищены три кандидатские диссертации по специальности 05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (Я. А. Сатин, А.В. Чегодаев, А. В. Коротышева), он руководит магистерской программой «Математическое моделирование». Зейфман А.И. является членом научно-методического совета по прикладной математике УМО по классическому университетскому образованию.

 

Тестов Владимир Афанасьевич

Доктор педагогических наук, профессор.

image003

Тестов Владимир Афанасьевич - родился в городе Великом Устюге Вологодской области. Закончил Вологодский государственный педагогический институт в 1970 г. и аспирантуру в Московском государственном пединституте им. В.И.Ленина в 1976 г. Работает в Вологодском государственном педагогическом университете с 1973 года сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом, а с 1985 г. по 2011 г. заведующим кафедрой алгебры и геометрии, с июня 2011 г - профессором.

Защитил кандидатскую диссертацию в 1983 г. по специальности «математическая логика, алгебра и теория чисел» на тему «Вопросы теории расширений и специальные классы упорядоченных квазигрупп». Защитил докторскую диссертацию в 1998 г. по специальности «теория и методика обучения математике» на тему «Математические структуры как научно-методическая основа построения математических курсов в системе непрерывного обучения (школа – вуз). Получил звание профессора в 1999 г. Читает лекции по алгебре, теории чисел, числовым системам, спецкурсы.

Ежегодно участвует с пленарными докладами и руководит секциями на Всероссийских и Международных научных конференциях и семинарах. Был инициатором и организатором проведения на базе ВГПУ Всероссийской конференции «Задачи в обучении математики» и Международной конференции «Математика в современном мире». Всего опубликовано около 300 научных статей, 6 монографий, 8 учебных и методических пособий, в тои числе получивших гриф УМО Министерства Образования РФ. Его монография «Стратегия обучения математике», являющаяся первой крупной работой по стратегии обучения, широко известна в стране. Часть статей опубликована в центральных журналах «Педагогика», «Высшее образование в России», «Образовательная политика» и др.

Руководит аспирантурой по специальности 13.00.02 – «теория и методика обучения и воспитания (математика)». Аспиранты под руководством В.А. Тестова успешно работают над диссертациями, выступают на научных конференциях. Всего под его руководством защитились 8 человек.

Является членом двух докторских диссертационных советов: при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского и при Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, был председателем ГАК в университетах Архангельска, Кирова, Архангельска, Череповца, Ярославля. Является членом научно-методического совета по математике при Министерстве образования и науки и членом УМО по педагогическому образованию.

Занимается проблемами математического образования, стратегии обучения математике в школе и вузе, педагогическими проблемами применения ИКТ в обучении, отбора содержания обучения математике, формирования у учащихся математической картины мира, развития интеллектуальной и творческой одаренности.

 

Губа Сергей Григорьевич

Кандидат педагогических наук, доцент.

image005

Родился в 1922 г. в Черниговской области. До начала Великой Отечественной войны окончил два курса Киевского государственного университета. С 1941 по 1945 гг. находился на территории, оккупированной немецко-фашистскими войсками и в лагерях военнопленных. В 1946 г. поступил, а в 1948 г. окончил физико-математический факультет Вологодского пединститута, после чего до 1962 г. работал учителем математики и завучем средних школ г. Сокола. В 1962 г. перешел на должность ассистента кафедры математики в Вологодский УКП Ленинградской лесотехнической академии, а с 1966 по 1974 гг. занимал должность старшего преподавателя кафедры высшей математики Вологодского филиала северо-западного заочного политехнического института. В это же время защитил кандидатскую диссертацию и получил ученую степень кандидата педагогических наук, позже – звание доцента.

В Вологодском пединституте начал работать в 1974 г. на должности доцента кафедры математики. С 1980 г. – заведующий кафедрой математического анализа.

Вел лекционный курс и практические занятия по методике преподавания математики в школе, руководил педагогической практикой и курсовыми работами студентов, вел спецсеминары и спецкурсы методического направления.

Сергей Григорьевич внес огромный вклад в развитие олимпиадного движения в городе и области, являлся постоянным членом оргкомитета областной и республиканской математической олимпиад школьников, организатором первой областной олимпиады для студентов, автором одиннадцати плакатов тренировочных задач для подготовки учащихся области к математическим олимпиадам. Жизнь С. Г. Губы оборвалась 15 сентября 1988 года. До последнего дня он не покидал любимую работу, будучи для всех Учителем с большой буквы.

 

Каминский Тадеуш-Вальтер Эдуардович

Кандидат физико-математических наук, доцент

image007

Родился 7 апреля 1934 г. в г. Оренбурге. В 1958 г. окончил Московский областной педагогический институт им. Крупской.

Работал в Вологодском пединституте с октября 1961 года, сначала в должности старшего преподавателя кафедры математики, а в 1966 - 1968 гг. заведовал кафедрой математики. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию «Прямые суммы и лексикографические расширения в некоторых классах частично упорядоченных групп».

С 1978 г. работал в должности доцента кафедры алгебры, геометрии и теории обучения математики. С 1988 по 1992 год исполнял обязанности декана физико-математического факультета. С 1995 года - доцент кафедры прикладной математики. Читал курсы алгебры, математической логики, численные методы, числовые системы, вел спецкурсы.

 

Лютомский Гавриил Владимирович

Кандидат педагогических наук, доцент

image009

Родился 4 декабря 1920 г. в г. Бердянске Запорожской области в семье рабочего. В 1939 году окончил Учительский институт в г. Бердянске, а в 1949 г. - заочно Владивостокский педагогический институт. После окончания институтов работал учителем математики, завучем и директором средней школы в Спасске-Дальнем. С 1954 по 1960 гг. работал старшим преподавателем кафедры математики и одновременно исполнял обязанности декана физико-математического факультета Уссурийского пединститута.

С сентября 1960 г. в течении 20 лет работал на кафедре математики Вологодского пединститута в должности старшего преподавателя, доцента, а с 1976 г. – заведующим кафедрой. Кандидат физико-математических наук. Тема диссертации: «Начало современного математического языка и математической логики на факультативных занятиях в 9 классе» (защитился в 1974 г.). Читал и вел практические занятия по математическому анализу. Руководил спецсеминарами по теоретическим и методическим вопросам математики, педагогической практикой и курсовыми работами студентов.

Участник Великой Отечественной войны, награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 45 гг.», «20 лет Победы над Германией», «30 лет Победы над Германией».

 

Дубовицкий Абрам Яковлевич

Доктор физико-математических наук, профессор,
специалист в области оптимального управления и прикладной математики

image011

К важным математическим результатам А. Я. Дубовицкого относится теорема об особенностях гладких отображений, установленная в его дипломной работе, которая нашла применение в теории гладких многообразий. Совместно с А. А. Милютиным им была построена общая теория исследования экстремальных задач при наличии ограничений и установлен принцип максимума Понтрягина в ряде задач, в частности, для задач с фазовыми ограничениями. К основным достижениям А. Я. Дубовицкого в области прикладной математики относится создание эффективного метода численного решения уравнений химической кинетики с использованием медленных колебаний.

С 1954 года работал в Вологодском государственном педагогическом институте сначала старшим преподавателем кафедры алгебры и геометрии, затем ее заведующим, в 1960 году был приглашен И.М. Гельфандом на работу в институт химической физики (Москва).

 

Самохвалов Петр Алексеевич

П.А. Самохвалов родился в 1877г. в семье учителя (с.Мача Пензенской губернии).

  • 1882 – 1885 гг. – учеба у отца в сельской школе.
  • 1885 – 1888 гг. – учеба в городском уездном училище.
  • 1889 – 1896 гг. – учеба в гимназии.
  • 1897 – 1902 гг. – учеба в Петербургском университете на математическом отделении физико-математического факультета.
  • 1903 – 1914 гг. - преподаватель высшей математики в Константиновском Артиллерийском училище (СПб).
  • 1914 – 1917 гг. – преподаватель высшей математики в Топографическом военном училище (СПб).
  • 1906 – 1917 гг. – преподаватель математики во II кадетском корпусе.
  • 1918 – 1921 гг. – руководитель различных средних учебных заведений в г. Петербурге.
  • 1921 – 1923 гг. – методист по математике в Вологодском институте Народного образования, работа в Губернском методическом бюро.
  • 1924 – 1932 гг. – преподавательская и руководящая деятельность в школах, техникумах, курсах для машинистов (г. Вологда).
  • 1935 – 1938 гг. – ассистент по кафедре математики Вологодского государственного педагогического института.
  • 1938 г. – переход на преподавательскую деятельность в среднюю ж/д школу №10 г.Вологды (по требованию Отдела школ Управления Северной железной дороги).

Участие в создании основ российской методики алгебры и начал анализа (работа под руководством М.Г. Попруженко):

  • двухлетний эксперимент по введению курса анализа бесконечно малых величин в среднюю школу, результаты которого использованы М .Г. Попруженко в «Материалах по методике анализа бесконечно малых» (1915), первого русского труда по методике математического анализа;
  • написание брошюры «О преподавании курса анализа бесконечно малых в средней школе», публикация краткого варианта в «Педагогическом сборнике» (1911 – 1913 гг.);
  • участие в работе I съезда преподавателей математики в качестве одного из секретарей (27 декабря 1911 г. – 3 января 1912 г.).

Участие в развитии советской методики преподавания математики: «Тов. Самохвалов П.А. имеет значительный опыт научной работы в высшей школе, что позволяет ему получать повышенный оклад содержания и делает его ценным работником вуза.» - из личного дела П.А. Самохвалова. «Несмотря на большую загруженность в Институте и экспериментальной школе №5, Петр Алексеевич ведет научно-исследовательскую работу в области методики математики («Изучение ученических ошибок и методы их ликвидации»). «Петр Алексеевич был и остается в данное время ценным работником для Пединститута; теоретические знания и практический опыт его могут в значительной мере помочь кафедре и институту в деле подготовки педагогических кадров.» - выписка из протокола заседания кафедры математики ВГПИ от 20.03.37г.

Яцкевич Владимир Антонович

доктор технических наук, профессор, действительный член Академии медико-технических наук

image013

В. А. Яцкевич закончил Московский физико-технический институт по специальности «Ядерная физика» в 1970 году, после чего работал в радиопромышленности по оборонной тематике. Результаты его кандидатской диссертации были воплощены в проекте «Дуга», имеющем важное военно-стратегическое значение в 1970-е годы.

С 1991 года В.А. Яцкевич работает на кафедре физики Вологодского государственного педагогического университета. Он читает лекционные курсы для студентов физико-математического факультета ВГПУ: «Методы математической физики»; «Электродинамика»; «Основы специальной теории относительности»; «Физика атомного ядра и элементарных частиц» и ряд других. Преподает также на кафедре биомедицинской техники ВоГУ.

В 1995 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретическое исследование и разработка сверхширокополосных антенн на основе численных методов электродинамики» на радиотехническом факультете Московского энергетического института. Регулярно публикует статьи в центральных журналах «Антенны», «Радиотехника и электроника», «Радио», «Радиотехника». В 2010 году он организовал и успешно провел занятия на курсах повышения квалификации при ВГПУ по программе «Системы сотовой радиосвязи» для специалистов области, работающих на предприятиях радиотехнического профиля, а также для студентов-выпускников, желающих получить дополнительное образование.

В настоящее время он является руководителем научно-исследовательской лаборатории электродинамики СВЧ (http://www.vologda-uni.ru/resursy/laboratory-electrodynamics), руководит аспирантами, обучающимися по специальности «Антенны, устройства СВЧ и их технологии».

В.А. Яцкевич известен в стране и за рубежом как специалист в области прикладной электродинамики и антенной техники. Он автор более ста научных работ, среди которых монографии, изобретения. В числе выполненных им научно-прикладных работ – усовершенствование аппаратуры для базовых станций сотовой связи, разработка новых антенных систем для радиолокаторов, создание излучателей электромагнитных волн для применения в медицине.

В.А. Яцкевич выступает как популяризатор научно-технических знаний. Он известен как автор научно-популярных и публицистических статей в местной печати, а также двух художественных книг: «Примирись с братом твоим» и «В тихой Вологде», изданных в 2010 и в 2013 годах.

 

Васюков Алексей Ефремович

кандидат физико-математических наук, доцент

image015

А.Е.Васюков работал в университете с 1962 г. по 2000 г. Основное направление научных исследований – электрические, фотоэлектрические и электролюминесцентные свойства сублимированных слоёв сульфида и селенида цинка, кадмия и их твёрдых растворов. Результаты исследования опубликованы в журналах «Физика и техника полупроводников», 1972 г.; «Известия вузов» (физика), 1982–1988 гг., «Украинский физический журнал»,1974г.,материалах союзных конференций по электролюминесценции и проблемам физики полупроводников, Вильнюс, 1969; Черновцы, 1971; Киев, 1972; Ставрополь, 1973; Киев, 1975; Днепропетровск, 1977; Саранск, 1993.

На основе этих материалов группы ученых кафедры (7 чел.) совместно с институтом прикладной физики (Москва) и Институтом полупроводников АН УССР (Киев) разработали технологию полупроводниковых панелей для систем ориентации спутников в космосе. За четыре года работы были получены слои нужной структуры, чувствительности и быстроты действия (отчёты по хозтемам за 1977-80 годы). Совместно с ВОМЗ исследовалось воздействие некоторых красителей на светочувствительность позитивных фоторезисторов ФП-383 (отчеты по хозтеме с предприятием п/я 8467, производственно-технический бюллетень ЦНИИТЭИ №3, 1983).

Наряду с научной работой для учащихся школ, студентов, учителей области подготовлено 8 сборников методических материалов, изданных Вологодским институтом усовершенствования учителей, Тульским и Вологодским университетами. Практикум по физике (Механика) рекомендован методической комиссией Министерства образования в качестве учебного пособия для педвузов.

В университете создано оборудование и подготовлена методическая база для специального физического практикума по физике и технике полупроводниковых материалов и приборов. По разным направлениям деятельности издано свыше 40 работ.

 

Томанов Вадим Павлович

доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ,
почётный профессор Вологодского государственного университета,
академик Международной академии информатизации

image017

image019Работает в Вологодском педагогическом институте ВоГУ с 1971 г. в должностях: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой общей физики и астрономии, декан физико-математического факультета, проректор по учебной работе, и.о. ректора, заведующий научной лабораторией астрономических исследований.

В 70-х годах, как сотрудник станции № 1014 оптических наблюдений искусственных спутников Земли, проводил обработку результатов наблюдения ИСЗ на всех станциях СССР. При Астрономическом совете АН СССР опубликовано 18 томов результатов наблюдения ИСЗ.

Под руководством В.П.Томанова построена, смонтирована и оснащена оптическим оборудованием астрономическая обсерватория (1992 г.) – единственная астрономическая обсерватория на Северо-Западе России. Основным инструментом обсерватории является 40-см телескоп-рефлектор. Дополнительно на обсерватории создана оригинальная аппаратура для фотоэлектрических наблюдений покрытий звезд и планет Луной. Создана теория определения диаметров заезд по наблюдениям покрытий звезд Луной. Итоги опубликованы в 8 препринтах Главной (Пулковской) обсерватории РАН.

В.П.Томанов является научным руководителем аспирантов по двум специальностям: «Астрометрия и небесная механика», «Теория и методика обучения и воспитания (астрономия)». Под его руководством успешно защитили кандидатские диссертации десять аспирантов и соискателей.

В 1992 г. была создана научная лаборатория астрономических исследований. Профессор В.П.Томанов был назначен её заведующим и научным руководителем. Основным направлением научных исследований лаборатории была выбрана фундаментальная проблема: кометная космогония – происхождение и эволюция комет. Для проведения научных исследований создан комплекс компьютерных программ: численное интегрирование уравнений движения комет, вычисление минимальных расстояний между планетными и кометными орбитами, вычисление моментов и величины тесных сближений комет с планетами и др. Профессор В.П.Томанов явился основателем и научным руководителем научной школы по фундаментальной проблеме «Кометная космогония»: опубликовано более 150 научных работ, в том числе 12 монографий, среди них:

  • Статистический каталог параметров орбит долгопериодических комет в лапласовой системе координат. М. ВАГО. 1985, 133 с.; Кометная космогония. Вологда. 1989. 96 с. (с грифом Госкомитета СССР по народному образованию);
  • Каталог кометных близнецов. – М. ВАГО АН СССР. 1989. 78 с.; Динамическая связь комет с планетами. – Вологда. 2008. 190 с.;
  • Каталог орбитальной эволюции короткопериодических комет на интервале 5000 лет. – Вологда. 2010. 430 с.;
  • Орбитальная эволюция почти параболических комет. – Вологда. 2013. 270 с.;
  • Происхождение и эволюция комет. – Вологда. 2013. 166 с.

 

Лешуков Александр Павлович

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ,
почетный работник высшего профессионального образования РФ

image021

Александр Павлович Лешуков начал свою научную и педагогическую деятельность в стенах Вологодского государственного педагогического института в 1980г. после окончания аспирантуры на кафедре методики преподавания физики МОПИ им. Н.К. Крупской.

Преподавательская деятельность А.П. Лешукова была направлена на внедрение новых подходов в организацию учебного процесса по фундаментальным курсам дисциплин общей и теоретической физики, развитию межпредметных интеграционных связей для формирования научного представления о единстве мира.

Широта кругозора, четкое видение перспектив, уверенность в своих силах, готовность довести начатое дело до логического завершения, реалистичность в подходах к решению проблем, принципиальность и порядочность, забота об окружающих и многие другие качества были отмечены трудовым коллективом института, избравшим А.П. Лешукова в 1988 году на должность ректора. Благодаря его научно-организаторской деятельности педагогический вуз превратился в крупный образовательный, научный, методический и культурный центр Вологды и Вологодской области.

Сфера научных интересов профессора А.П. Лешукова охватывала широкий спектр проблем, связанных с разработкой теоретических и практических основ реализации мировоззренческого потенциала специальной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе для формирования научного мировоззрения школьников. Результаты проведенных А.П. Лешуковым научных исследований позволили:

  • показать актуальность и необходимость включения современных научных физических теорий в практику преподавания и подготовку учителя физики в педагогических вузах;
  • проанализировать степень разработанности проблемы в контексте развития физического знания в историческом плане и на современном уровне;
  • оценить достижения и трудности классического, традиционного подходов к пониманию физических процессов и законов как обратимых, сводимых, интегрируемых;
  • показать попытки разрешения противоречий и парадоксов классической физики на неклассическом, квантово-релятивистском этапе ее развития;
  • выявить современные подходы к разрешению основных противоречий классической физики, связанные с физикой неравновесных процессов, закономерностями детерминированного хаоса, анализа диссипативных, сложных, взаимодействующих, открытых, необратимых, неустойчивых, вероятностных систем;
  • доказать необходимость целостного понимания законов природы как единства обратимости и необратимости, порядка и хаоса, энтропии и становления, развития, эволюции;
  • разработать методику соединения инновационных идей современной научной физической теории с традиционными, классическими подходами и их реализации в практике преподавания курсов физики и подготовки учителя физики в педагогических вузах.

По инициативе А.П. Лешукова на кафедре физики была открыта аспирантура по специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (физика, астрономия)». Под его непосредственным руководством пять аспирантов и соискателей успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (Баширова И.А., Праг В.А., Розова Н.Б., Рысин М.Л., Якимова Е.Б.).

Профессор А.П. Лешуков – автор более 100 научных и методических работ, в том числе, 4 монографий, 5 учебников и учебных пособий.

Наиболее значимые из них:

    • Эволюция физической картины мира в контексте концепций неравновесных процессов (учебное пособие, Москва, 2002г.).
    • Теория и практика реализации мировоззренческого потенциала будущих учителей физики в педагогическом вузе (монография, С.-Пб, 2003г.).
    • Die Evolution der Physiktheorien im Kontext der Erscheinungsvielfalt des physikalischen Determinismus (монография, Bochum, 2003г.).
    • Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе обучения физике в контексте современных достижений в науке (учебное пособие, Вологда, 2004г.).

 

Гольдман Александр Генрихович

доктор физико-математических наук, профессор, академик АН УССР

image023

Становление и развитие научно-исследовательской деятельности кафедры физики педагогического института в 40-е годы XX в. связано с именем известного советского ученого-физика Гольдмана Александра Генриховича.

Приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР от 15 января 1944 г. профессор Гольдман А.Г. был направлен в Вологодский государственный педагогический институт для работы в должности заведующего кафедрой физики. Гольдман А.Г., обладая высокими организаторскими способностями, сумел создать научную школу физиков – исследователей. По его инициативе в 1948 г. была открыта аспирантура по специальности – «Физика полупроводников и диэлектриков».

Первыми аспирантами стали выпускники физико-математического факультета: Полетаев А.П., Соколов Б.В., Гольдман З.А., Жолкевич Г.А., Скиба Е.П., Дикарев Н.М., которые впоследствии успешно защитили диссертации и всю свою трудовую деятельность посвятили научной и педагогической работе.

Плодотворная деятельность профессора Гольдмана А.Г. в стенах ВГПИ породила целую плеяду талантливых ученых – физиков, результаты исследований которых успешно реализованы в промышленных масштабах при разработке технологий производства полупроводниковых приборов.

Кроме исследований в области физики полупроводников, профессор Гольдман А.Г. внес значительный вклад и в развитие других направлений, в частности:

  • «Высоковольтная поляризация в твердых диэлектриках». Данное исследование позволило открыть новое направление в области электрохимии твердого тела.
  • «Метод подобия и моделирования в различных областях науки и техники».
  • Разработка фотоэлемента из сернистого серебра, создающего электрический ток при освещении инфракрасными лучами (группа ученых была представлена к государственной премии СССР).
  • Разработка и создание установки высокой частоты для ускорения ионных лучей и изучения свойств этих лучей.
  • Разработка высокочувствительных автоматических сигнализаторов для предупреждения о газовой опасности.

Кроме научных исследований, под руководством Гольдмана А.Г. совершенствовался учебный процесс, создавались новые лаборатории, оснащенные современным физическим оборудованием, систематически для преподавателей, сотрудников и аспирантов кафедры работал научный семинар по современным достижениям науки и техники. Особое внимание уделялось постановке демонстрационного физического эксперимента. Созданная лаборатория лекционного демонстрационного эксперимента и до настоящего времени остается в своем роде уникальной среди вузов Вологодской области и Северо-Западного региона.

image025

Профессор А.Г. Гольдман и ассистент-демонстратор В.С. Лаговский.

В 1952г. профессор Гольдман А.Г. завершил свою научную и педагогическую деятельность в ВГПИ в связи с переездом в г. Балашов.

Последние годы жизни Александр Генрихович заведовал лабораторией электролюминесценции в Киевском Институте Физики АН УССР. Скончался 30 декабря 1971г. в г. Киеве в возрасте 87 лет.

 

Шалауров Николай Викторович

профессор

image027

Николай Викторович Шалауров родился в Вологде в 1891 году в семье учителя физики и математики. Среднее образование он получил в местной мужской гимназии, которую окончил в 1910 году с золотой медалью. В том же году поступил на физико – математический факультет Петербургского университета.

Блестяще выполнив выпускную работу «Определение диэлектрической постоянной газов», в 1915 году Николай Викторович закончил университет с дипломом первой степени. Имея желание посвятить себя педагогической работе, в том же году поступил в Московский Высший педагогический институт, который окончил по первому разряду в 1917 году, получив квалификацию в области методики преподавания физики. Ему предложили остаться в Москве для дальнейшей работы, но тяжелая болезнь отца вынудила его вернуться на родину.

В Вологде Н.В. Шалауров работал преподавателем физики в мужской гимназии, а затем в школе второй ступени. В 1918 году Николай Викторович принимал активное участие в создании Пролетарского университета в Вологде и работал в нем преподавателем физики, а после преобразования университета в рабфак продолжил там работу. В декабре 1918 года избирается преподавателем Института народного образования (так в это время назывался Вологодский педагогический институт), а через год – 

image029

председателем педагогического Совета института. В 1921 году Наркомпрос утвердил его в должности ректора института. За выдающуюся научную работу и образцовую педагогическую деятельность ГУС Наркомпроса в январе 1922 года присвоил ему звание профессора. Н.В. Шалауров был активным борцом с безграмотностью. В летние каникулы 1919 – 1921 г.г. организовывал курсы переподготовки учителей единой трудовой школы. В годы гражданской войны он выступал на предприятиях, клубах с лекциями. В 1920 году он избирается депутатом городского Совета и членом губернского правления профсоюза работников просвещения. В 1923 году он организовал секцию научных работников Института народного образования и молочно – хозяйственного института и был первым ее председателем.

В 1923 году после закрытия в Вологде института народного образования Н.В. Шалауров переводится на преподавательскую работу в Белоруссию: Витебский пединститут, Белорусский государственный университет. В 1931 году он был приглашен на работу в Москву, где длительное время был председателем программно – методической комиссии по общенаучным дисциплинам в ГУУЗе Наркомтяжпрома. Научно – преподавательскую деятельность он продолжал в Зооветеринарном институте, в МВТУ, в Заочном текстильном институте, Московском инженерно – экономическом институте им. С. Орджоникидзе. Награжден медалью «За оборону Москвы» (1945 г.), медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне» (1946 г.)

Н. В. Шалауров написал два учебника по физике для школ, учебник по физике для техникумов, методические пособия и целый ряд статей по проблемам методики преподавания физики. В 1941 – 43 г.г. он закончил большую научную работу по термодинамике. Скончался Н.В. Шалауров в 1949 году.

Все публикуемые на официальном сайте ВоГУ фото- и видеоматериалы размещены с согласия обучающихся, работников и сторонних лиц, принимающих участие в мероприятиях, организуемых университетом