Бурков Николай Александрович

1913 – 1990

burkov

В 1930 г. окончил Сокольский педагогический техникум. Работал учителем начальной и директором семилетней школы в Архангельской области.

В 1940 году, окончив физико–математический факультет Вологодского пединститута, он был оставлен в должности ассистента на кафедре математики. Участник Великой Отечественной войны. Награжден двумя орденами Красной звезды, орденами Великой Отечественной войны первой и второй степени. После демобилизации в 1946 году Н.А. Бурков продолжил работу на кафедре математики старшим преподавателем, читал лекции алгебре, высшей геометрии, теории вероятностей и около 20 лет возглавлял  физико-математический факультет. Четыре года исполнял обязанности проректора по заочному обучению. Н.А.Бурков награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР, грамотами обкома КПСС и облисполкома.

Николай Александрович является основателем педагогической династии, неразрывно связанной с физико-математическим факультетом. Кашенкова Галина Николаевна – дочь Николая Александровича- родилась в 1938 г, в 1960 г. окончила с отличием Вологодский пединститут. С 1960 по 1963 г. работала учителем математики в г. Великий Устюг. С октября 1967 г. работала в Вологодском пединституте: читала лекции и вела практические занятия по математическому анализу и теории вероятностей. Её сын - Кашенков Александр Рудольфович – кандидат наук, доцент, является продолжателем династии. С 1991 года работает в университете. В настоящее время является доцентом кафедры математики и методики преподавания математики.

 

Докшина Нина Федоровна

dokschina

Учитель физики. Долгие годы в школе трудится Заслуженный учитель РФ,  педагог с большой буквы,  мастер своего дела, профессионал, учитель физики Докшина Нина Фёдоровна. В 2014 году учитель отметила пятидесятилетие   педагогической деятельности в стенах школы №11 г.Вологда.

Докшина Нина Фёдоровна призёр и победитель различных конкурсов профессионального мастерства: лауреат Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда «Династия»  2009 год,  победитель  конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО 2009 год, победитель городского конкурса «Любимый учитель» 2008 год.

За успехи в деле обучения и воспитания награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» и нагрудным знаком «За доблестный труд во благо Вологды».

 

Зейфман Александр Израилевич

zeifman

Доктор физико-математических наук, профессор, старший научный сотрудник ИПИ РАН, главный научный сотрудник ИСЭРТ  РАН. Закончил физико-математический факультет Вологодского государственного педагогического института в 1976 году. Работает в университете после окончания аспирантуры Рязанского пединститута с 1980 года в должности ассистента, старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой математического анализа – с 1985 по 1997 год. С 1997 года – заведующий вновь созданной кафедры прикладной математики, с 2004 года по 2013 год – декан вновь созданного факультета прикладной математики и компьютерных технологий. Кандидат физико-математических наук с 1982 года, доцент с 1985 года, доктор физико-математических наук, профессор с 1995 года.

Зейфман А.И. активно занимается научной и научно-педагогической деятельностью. Им опубликовано более 140 научных и научно-методических работ, значительная часть которых – в центральных и международных журналах, входящих в международную систему цитирования «Web of Science», по этой системе его индекс цитирования превышает 200, а h-индекс 10, что соответствует высокому международному уровню признания. Его биографические данные ежегодно включаются в Who's Who in the World, Marquis. Он является членом редколлегии ВАКовского журнала «Информационно-управляющие системы», членом оргкомитетов ряда международных конференций в России, Белоруссии, Франции, Бельгии, Греции, Болгарии, Италии, Норвегии, оппонирует кандидатские диссертации, рецензирует статьи для международных математических журналов; реферирует опубликованные статьи в международных реферативных журналах Zentrablatt fur Mathematik» и «Mathematical Reviews». Под его руководством функционирует аспирантура и защищены три кандидатские диссертации по специальности 05.13.18 – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (Я. А. Сатин, А.В. Чегодаев, А. В. Коротышева), он руководит магистерской программой «Математическое моделирование». Зейфман А.И. является членом научно-методического совета по прикладной математике УМО по классическому университетскому образованию. В 2016 году стал победителем конкурса Минобрнауки на звание федерального профессора математики.

Ларичев Павел Афанасьевич

1892 – 1963

larichev

Павел Афанасьевич Ларичев родился 16 февраля 1892 г. в г. Грязовце Вологодской губернии. В 1907 г поступил в Тотемскую учительскую семинарию. По окончании сеинарии назначается учителем начальной школы в с. Новленском Вологодского уезда. В 1922 г. закончил Вологодский педагогический институт и возвращается в свой родной город Грязовец, где работает преподавателем математики в педагогическом техникуме. В 1923 г переезжает в Москву, где становится преподавателем математики трудовой школы и одновременно преподавателем рабфака. В 1935 г. началась его преподавательская деятельность в Московском педагогическом институте. В 1944 г. П.А. Ларичев был приглашен на работу в Министерство просвещения РСФСР на должность консультанта-методиста Управления школ.

Основываясь на своем богатом педагогическом опыте, П.А. Ларичев в результате многолетней упорной работы составил «Сборник задач по алгебре» в двух частях, который стал наиболее значительным вкладом П.А. Ларичева в дело народного образования, он долгие годы использовался в советской школе, переведен на многие языки. Деятельность П.А. Ларичева была высоко оценена правительством. За плодотворную деятельность в области образования П.А. Ларичев был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина. В 1947 г. ему было присвоено почетное звание заслуженного учителя школы РФ, а в 1950 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук.

 

 

Лешуков Александр Павлович

1951 - 2013

leshukov

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Александр Павлович Лешуков родился 28 марта 1951 года в деревне Завариха Никольского района Вологодской области. Трудовой путь начал в 1968 году в Череповце – работал арматурщиком в строительном управлении «Доменстрой», а затем три года служил на Северном флоте. В 1975 году окончил Вологодский государственный педагогический институт, получив специальность учителя физики. Потом была работа в сельской школе, аспирантура в Москве.

Александр Павлович Лешуков начал свою научную деятельность в стенах родного Вологодского государственного педагогического института в 1980 году после окончания аспирантуры на кафедре методики преподавания физики МОПИ им. Н.К. Крупской.

Преподавательская деятельность А.П. Лешукова была направлена на  внедрение новых подходов в организацию учебного процесса по фундаментальным курсам дисциплин общей и теоретической физики, развитие межпредметных интеграционных связей для формирования научного представления о единстве мира.

Широта кругозора, четкое видение перспектив, уверенность в своих силах, готовность довести начатое дело до логического завершения, реалистичность в подходах к решению проблем, принципиальность и порядочность, забота об окружающих и многие другие качества были отмечены трудовым коллективом института, избравшим А.П. Лешукова в 1988 году на должность ректора. Александр Павлович  был ректором педагогического университета 25 лет – четверть века! Благодаря его научно-организаторской деятельности педагогический вуз превратился в крупный образовательный, научный, методический и культурный центр Вологды и Вологодской области. Так, с 1988 года по инициативе Александра Павловича и благодаря его целеустремленности и настойчивости были открыты 6 новых факультетов и отделений в Вологодском государственном педагогическом университете, спектр специальностей расширился с 11 реализуемых институтом специальностей в 1988 году до 30 специальностей и направлений подготовки – в 2010 году. В 1995 году в связи с большой потребностью системы образования города и области в квалифицированных психологах и социальных педагогах для образовательных учреждений различных уровней А.П. Лешуковым было принято решение об открытии в университете факультета социальной педагогики и психологии. Позднее, в 2000 году, для обеспечения потребности в кадрах социальной сферы города и области на этом факультете была открыта новая специальность – социальная работа.

В 90-е годы в связи с расширением использования информационных технологий во всех сферах деятельности, необходимостью внедрения систем защиты информации возникла острая нехватка квалифицированных специалистов в данной области. В 1995 году благодаря личной настойчивости А.П.Лешукова и сформированному им в университете коллективу высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, было открыто отделение прикладной математики и компьютерных технологий (в то время – единственное в России в педагогическом вузе). С 2004 года отделение приобрело статус факультета прикладной математики и компьютерных технологий.

Сфера научных интересов профессора А.П. Лешукова охватывала широкий спектр проблем, связанных с разработкой теоретических и практических основ реализации мировоззренческого потенциала специальной подготовки будущих учителей физики в педагогическом вузе.

По инициативе А.П. Лешукова на кафедре физики была открыта аспирантура по специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (физика, астрономия)». Под его непосредственным руководством пять аспирантов и соискателей успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (Баширова И.А., Праг В.А., Розова Н.Б., Рысин М.Л., Якимова Е.Б.).  
Профессор А.П. Лешуков – автор более 100 научных и методических работ, в том числе, 4 монографий, 5 учебников и учебных пособий.
Помимо напряженной работы в качестве ректора крупного вуза, преподавателя и ученого, Александр Павлович активно занимался общественной деятельностью, являясь председателем Совета ректоров вузов Вологодской области.

А. П. Лешуков был  вице-президентом в Совете ректоров педагогических вузов Северо-Западного региона. В качестве эксперта аккредитационных комиссий Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно участвовал в проведении комплексных проверок вузов. Входил в состав двух диссертационных Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. Представлял интересы образования в Президиуме Общественного совета города Вологды.

А.П. Лешукова отличали трудолюбие, высокая работоспособность, вы-держка, демократичность в общении с подчиненными. Александр Павлович пользовался заслуженным уважением среди преподавателей, сотрудников, студентов. Его заслуги отмечены государственными наградами РФ – орденом Дружбы и медалью К.Д.Ушинского, почетными званиями и другими знаками отличия, такими, как Почетная грамота Губернатора Вологодской области (2001), медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2003), Почетная грамота Департамента образования Вологодской области (2003, 2006),  благодарность Федерального агентства по образованию (2006),  Почетная грамота Вологодской городской Думы (2006).

 

Молотков Юрий Александрович

molotkov

Образование:     высшее, ВГПИ, 1983 год

Заслуженный Учитель Российской Федерации
•    Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 98» в номинации «Новаторство и традиции в педагогике».
•    Обладатель  «Хрустального пеликана».
•    Лауреат премии Президента за 1998 год.
•    Лауреат государственной премии Вологодской области в сфере образования за 1998 год.
•    Награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».
•    Лауреат конкурса «Лучшие учителя России – 2006».
•    Лауреат проекта партии «Единая Россия»  «Профессиональная команда страны – 2007».
•    Ветеран труда. Педагогический стаж – 33 года.
•    Учитель высшей категории.

В настоящее время работает учителем физики в БОУ ВО «Вологодская кадетская школа – интернат имени Белозерского полка».

 

Молоткова Любовь Николаевна

molotkovaОбразование:     высшее, ВГПИ, 1983 год

Должность:    учитель физики
•    Заслуженный Учитель Российской Федерации.
•    Награждена  нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».
•    Диплом за победу во Всероссийском конкурсе учителей физики и математики в номинации «Наставник будущих ученых» 2008г, 2009, 2010 г.
•    Занесена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России» и в Ломоносовскую энциклопедию.
•    Лауреат конкурса «Лучшие учителя России – 2008».
•    Руководитель школьного и  тренер городского клуба «Что? Где? Когда?».
•    Ветеран труда.
•    Учитель высшей категории.

 

 

Оботурова Галина Николаевна

oboturova

Доктор философских наук, профессор кафедры философии ВоГУ.

Родилась в 1940 г., в селе Новленском Вологодского района Вологодской области.   В 1957 году окончила школу № 11 г. Вологды, где в то время работала  замечательная плеяда учителей – Татьяна Федоровна Медведева, Елена Александровна Александрова, Наталья Алексеевна Агафонова, Михаил Федорович Плеханов, Алексей Аркадьевич Ковалевский.

После окончания школы  поступила в Вологодский государственный педагогический институт на физико-математический факультет, где в этот период работал «золотой фонд» физико-математического факультета тех лет – Николай Александрович Бурков, Алексей Павлович Полетаев, Борис Васильевич Соколов, Надежда Петровна Осипова, Антонина Сергеевна Гусева, Борис Владимирович Берсенев, преподаватель кафедры философии Полина Семеновна Иванченко,  которым благодарна  не только за те знания, которые они нам дали, но и за жизненные, человеческие, нравственные уроки, а увлечение философией оказалось пожизненным, профессиональным.
После окончила в 1962 году Вологодского государственного педагогического института   по специальности «физика, основы производства», с 1962 по 1964 год,  по распределению, работала учителем физики средней школы № 1 г. Никольска.

В 1964 году  вернулась в Вологду с мужем, писателем и литературным критиком Василием Александровичем Оботуровым,  сыном Алексеем и была принята на кафедру философии ВГПУ, где прошла путь от ассистента до доктора философских наук, профессора. В разные годы исполняла обязанности заведующего кафедры философии, декана музыкально-педагогического факультета, проректора по заочному отделению, информационно-аналитической деятельности.

На  становление  как преподавателя и профессионального философа большое влияние оказало  доброжелательное отношение со стороны руководства института, а затем  университета, в лице Николая Михайловича Хохолкова, Василия Федоровича Гогулина, Александра Павловича Лешукова, а также преподавателей кафедры философии Вениамина Федоровича Елфимова, Ларисы Федоровны Ковалевской, Бориса Васильевича Ковригина, докторов философских наук, профессоров кафедры философии МПГУ Владимира Спиридоновича Готта и Людмилы Александровны Микешиной.

В  1971 г.  защитила кандидатскую диссертацию по теме "Восхождение от абстрактного к конкретному в диалектике конечного и бесконечного",  в 1999 г.  –  докторскую  диссертацию по теме  "Миф в структуре познания и деятельности" с присуждением ученых степеней  кандидата и доктора философских наук,  званий доцента и профессора по кафедре философии.

Издано более 135 научных  работ, в том числе две монографии, научное редактирование трех коллективных монографий; являлась научным руководитель научно-исследовательских проектов в рамках конкурсов научно-исследовательских проектов ВГПУ в 2012 – 2013  г.г.;  организатором двух межвузовских конференций  2011 –2012 г.г.; являлась  членом регионального экспертного совета РГНФ; автором экспертных заключений на научные проекты и разработки,  представленные на получение государственных научных грантов Вологодской области по запросам экспертного научного совета области  и департамента экономики (2012, 2013); является  членом редакционного совета научного сетевого журнала «Вопросы территориального развития»  Института социально- экономического развития территорий РАН.

Оботурова Г.Н. руководит научной работой аспирантов, соискателей, магистрантов, студентов – 8 защит кандидатских диссертаций, 3 – магистерских диссертации. На кафедрах философии  Вологодских вузов, в школах г. Вологды профессионально работают в области философского и обществоведческого образования 14 бывших студентов, аспирантов и  магистрантов  Г.Н.Оботуровой.

За большой личный вклад в подготовку кадров высшей квалификации, развитие философского образования, многолетний добросовестный труд в системе образования области Г.Н. Оботурова награждена знаками «Отличник просвещения СССР», «За отличные успехи в работе», «Отличник народного просвещения», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «100 лет ВГПУ»; медалями «Ветеран труда», «100 лет профсоюзам России», «За личный вклад в развитие университета»; аттестатом почетного профессора ВГПУ; Почетными грамотами  Губернатора Вологодской области В.Е. Позгалева; Президиума Вологодского областного комитета профсоюза работников народного образования, Вологодского государственного  педагогического университета; благодарностями Департамента образования  Вологодской области,  ректората Вологодского государственного педагогического университета, Вологодского государственного университета.

Общественная деятельность Г.Н. Оботуровой по пропаганде  литературного наследия вологодских писателей отмечена   Председателем Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.В. Путиным в благодарности  «за активную гражданскую позицию, бережное отношение к нашему общему  культурному  и  литературному  наследию по поводу издания книги о поэзии Вологодского края». Благодарственным письмом отмечена  и деятельность Г.Н. Оботуровой администрацией бюджетного учреждения культуры Вологодской области «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова» «за бескорыстную помощь библиотеке, поддержку библиотечных инициатив, направленных на популяризацию чтения среди подрастающего поколения Вологодской области».

В настоящее время  область научных исследований Г.Н. Оботуровой  посвящена актуальным проблемам философии науки, в которых  анализируются современные подходы к пониманию её предмета, основных этапов развития, концепций, научно-инновационной деятельности; системно-синергетической методологии  науки и образования; методологии истории идей в контексте неклассической теории познания; образования через науку как инновационной модели формирования креативной личности общества знания;  сетевой   коммуникации   информационного  общества; вклада постмодернизма в выявление ризоматичности сетевых систем; языка как интерфейса когнитивно-информационной и социальной конвергенции; реконструкции логики  исторического познания; трансгуманизма в контексте мифотворчества как непреходящего феномена познания и деятельности; научности гуманитарного знания  в контексте неклассической теории познания  и др.

 

Тестов Владимир Афанасьевич

testov

Доктор педагогических наук, профессор.  Родился в городе Великий Устюг  Вологодской области. Закончил физико-математический факультет Вологодского государственного педагогического института в 1970 г. и аспирантуру в Московском государственном пединституте им. В.И.Ленина в 1976 г. Работает в Вологодском государственном педагогическом университете с 1973 года сначала ассистентом, затем старшим преподавателем, доцентом, а с 1985 г. по 2011 г. заведующим кафедрой алгебры и геометрии, с июня 2011 г - профессором.

Защитил кандидатскую диссертацию в 1983 г. по специальности «Математическая логика, алгебра и теория чисел» на тему «Вопросы теории расширений и специальные классы упорядоченных квазигрупп». Защитил докторскую диссертацию в 1998 г. по специальности «Теория и методика обучения математике» на тему «Математические структуры как научно-методическая основа построения математических курсов в системе непрерывного обучения (школа – вуз). Получил звание профессора в 1999 г. Читает лекции по алгебре, теории чисел, числовым системам, спецкурсы.

Ежегодно участвует с пленарными докладами и руководит секциями на Всероссийских и Международных научных конференциях и семинарах. Был инициатором и организатором проведения на базе ВГПУ Всероссийской конференции «Задачи в обучении математики» и Международной конференции «Математика в современном мире». Всего опубликовано свыше 320 научных статей, 6 монографий, 8 учебных и методических пособий, в тои числе получивших гриф УМО Министерства Образования РФ. Его монография «Стратегия обучения математике», являющаяся первой крупной работой по стратегии обучения, широко известна в стране. Часть статей опубликована в центральных журналах «Педагогика», «Высшее образование в России», «Образовательная политика», «Математика в школе» и др.

Руководит аспирантурой по специальности 13.00.02 – «теория и методика обучения и воспитания (математика)». Аспиранты под руководством В.А. Тестова успешно работают над диссертациями, выступают на научных конференциях. Всего под его руководством защитились 8 человек.

Является членом двух докторских диссертационных советов: при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского и при Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, был председателем ГАК в университетах Архангельска, Кирова, Архангельска, Череповца, Ярославля. Является членом научно-методического совета по математике при Министерстве образования и науки и членом УМО по педагогическому образованию. 

Занимается проблемами математического образования, стратегии обучения математике в школе и вузе, педагогическими проблемами применения ИКТ в обучении, отбора содержания обучения математике, формирования у учащихся математической картины мира, развития интеллектуальной и творческой одаренности.

 

Чумаков Владимир Анатольевич

chumakov

Учитель физики в школе № 8 г.Вологда. Имеет Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».  Награжден значком “Отличник просвещения”. Лауреат всероссийского конкурса учителей математики и физики Фонда Дмитрия Зимина «Династия» – 2008г. Награжден медалью «Во имя детей»

Наиболее одаренные учащиеся, начиная с 1979 года, ежегодно являются победителями городских и областных олимпиад по физике, а его ученик Зуев Константин в 1989 году выступал на международной физической олимпиаде в Варшаве и получил бронзовую медаль. Делится своим опытом работы с учителями школы, города, области через проведение открытых уроков. В 2005 – 06 учебном году провёл открытые уроки по теме «Законы Ньютона» перед учителями г. Москвы и по теме «Законы сохранения импульса и полной механической энергии» в ходе семинара директоров школ г. Вологды «Профильное обучение – новая стратегия российской школы». Свой педагогический опыт передает студентам во время прохождения педагогической практики.

 

 

 

 

Якуничев Алексей Сергеевич

yakunichev

Родился 27 января 1953 года в городе Ленинске-Кузнецком Кемеровской области в семье рабочего. В 1954 году семья переехала в Воркуту, где в 1970 году Алексей Сергеевич окончил школу. Трудовую деятельность начал на Воркутинском радиотелецентре осветителем. С 1971 по 1973 год служил в рядах Советской Армии.

С 1973 года жизнь и деятельность А.С. Якуничева связана с Вологодской областью – исконной родиной родителей. Он поступил на физико-математический факультет ВГПИ. Во время учебы принимал активное участие в движении студенческих строительных отрядов, в работе комсомольской организации, что явилось предпосылкой выбора дальнейшей трудовой деятельности. Работал заместителем заведующего отделом пропаганды и культурно-массовой работы Вологодского обкома ВЛКСМ, заместителем генерального директора по кадрам и быту объединения «Вологдахимлес», заместителем заведующего идеологического отдела Вологодского горкома партии. В 1990 году утвержден начальником отдела по работе административных органов Администрации города Вологды. Став в 1995 году главой Вологды, Алексей Сергеевич многое сделал для развития города, повышения социально-экономического благополучия вологжан. Вологда первым из областных центров РФ приняла новый Генеральный план. Деятельность А.С. Якуничева на посту главы Вологды отмечена государственными наградами. Он награжден орденом Почета, четырьмя медалями.

Вел большую общественную работу. Являлся вице-президентом Союза городов Центра и Северо-Запада России, вице-президентом Ассамблеи столиц и крупных городов СНГ и стран ближнего зарубежья (МАГ), членом правления Конгресса муниципальных образований РФ. Защитил диссертацию по теме «Управление перспективным развитием муниципальных образований городского типа». Кандидат экономических наук.

Являлся главой города Вологда более десяти лет. Большинством голосов трижды избирался на общегородских выборах (1996,1999, 2003 гг.). В 2002 году избирался депутатом Законодательного Собрания Вологодской области. C 2008 года Алексей Сергеевич, после сложения полномочий Главы г.Вологда, преподавал экономику в Вологодском филиале Инжэкона. 11 апреля 2016 года в Вологде скончался в результате обширного инфаркта.

 

Все публикуемые на официальном сайте ВоГУ фото- и видеоматериалы размещены с согласия обучающихся, работников и сторонних лиц, принимающих участие в мероприятиях, организуемых университетом